Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних

      

 
QR-код «Если ты пострадала от домашнего насилия»
                  
Как использовать QR-код:
  1. Возьмите мобильный телефон с камерой.
  2. Запустите программу для скачивания кода.
  3. Наведите объектив камеры на код.
  4. Получите информацию.

Профилактические материалы располагаются по ссылкам:

  • https://grodnolen.by/ovd/informacziya-dlya-grazhdan/;
  • https://kids.pomogut.by/;
  • https://t.me/uspeshnoeroditelstvo

           ОПАСНЫЕ РОДИТЕЛИ! В чем причины родительской жестокости?!

                                   


 

Если Вы стали пострадавшим от домашнего насилия, обратитесь за помощью!

Домашнее насилие - умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания.

 

Если Вы стали пострадавшим от домашнего насилия,

      обратитесь за помощью!

  1. Правоохранительные органы

Если Вы подвергаетесь домашнему насилию, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102.

Оперативно-дежурная служба ОВД администрации Ленинского района г. Гродно (ул.Дубко, 5)                         тел.79-68-06, тел. 79-68-07, тел. 102

 

№ общественного пункта охраны правопорядка (ОПОП)

Адрес

Телефоны

ОПОП-1

ул. Малыщинская, д.4"а"

56-38-06

ОПОП-2

ул.Домбровского, д.23"а"

68-51-73

ОПОП-3

ул. Богдановича, д.6

-

ОПОП-4

ул. Болдина, д. 6"б"

44-20-97

ОПОП-5

ул. Горького, д.65

68-51-74

 

  1. 2. Органы социальной защиты

ГУ «Центр социального обслуживания населения

Ленинского района г. Гродно» (ул.Социалистическая, 37, каб. 12)

В штате имеются психологи, специалисты по социальной работе, которые могут помочь разобраться в сложившейся ситуации, предоставить услуги временного приюта, при необходимости перенаправить Вас в соответствующие учреждения.

Психологическая помощь по телефону:

тел. 8 (0152) 31-45-29

Для граждан пожилого возраста:

отделение комплексной поддержки в кризисной ситуации

тел. 8 (0152) 31-45-12

Горячая линия тел. 8 (0152) 31-45-72

Услуга временного приюта в «Кризисной» комнате для пострадавших от домашнего насилия:

тел. 8 (0152) 31-45-29 или по телефону 102.

Виды услуг:

информационно-консультационные,   социально-психологические,   социальный патронат,

социально-посреднические, материальная помощь, временный приют (безопасное проживание в "Кризисной"комнате ) и иные социальные услуги.

 

  1. Медицинские учреждения

Вы можете обратиться в медицинские учреждения по месту жительства получить медицинскую, психотерапевтическую помощь. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите привлечь к ответственности обидчика.

Учреждение здравоохранения района

Адрес

Телефон

ГУЗ «Городская поликлиника №1 г.Гродно»

ул.Лермонтова, 13, каб. 302

61-06-37

ГУЗ «Городская поликлиника №4 г.Гродно»

ул. Врублевского, 46/1, каб. 209

55-90-47

ГУЗ «Городская поликлиника №6 г.Гродно»

ул. Лиможа, 25, каб. 409

32-16-43

 

 

 

Центр, дружественного отношения к подросткам и молодежи (до 21 года) «Позитив»

является подразделением ГУЗ «Детская центральная городская клиническая поликлиника г. Гродно» (ул.Доватора, 23, каб. 109 "А")

тел. 55-88-30.

 

Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия»

УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»:

тел. 170 (круглосуточно)

 

Взрослая экстренная психологическая телефонная линия (круглосуточно):

8 (017) 352-44-44

 

Анонимная психологическая телефонная линия для детей и подростков

 в кризисной ситуации:

8 (017) 263-03-03

 

  1. Учреждения образования

 

ГУО «Социально-педагогический центр Ленинского района г. Гродно» (ул. Врублевского, 76а ) тел. 44-75-53, 44-75-50

Виды услуг:

  • информационная помощь, психологическое консультирование родителей и детей
  • работает дружественная комната опроса для несовершеннолетних, ставших

      жертвами или свидетелями насилия

В центре работают квалифицированные педагоги-психологи, педагоги-социальные, которые могут помочь Вам и Вашим детям справиться с ситуацией домашнего насилия.

 

Отдел образования администрации Ленинского района г. Гродно

районный ресурсный центр "Профилактика семейного насилия"

(ГУО «Ясли-сад №51 г.Гродно») тел. 62-09-12(психолог)

 

ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей»

(интернет сайт: www.7ja-by) Круглосуточная справочно-информационная служба по проблемам семьи и детей: 8 (017) 317 32 32

  1. Общественные организации

 

В Республике Беларусь существует ряд общественных организаций, которые могут оказать Вам социальную и иную помощь, если Вы попали в ситуацию домашнего насилия.

 

Ленинская районная организация общественного объединения

«Белорусский союз женщин»г.Гродно

тел. 55-90-38

 

Гродненская городская организация Белорусского Общества

Красного Креста

тел. 68-02-60

 

Гродненская областная организация общественного объединения

«Белорусское товарищество инвалидов по зрению»

тел. 39-56-65

свернуть

Листовки и буклеты

 
 
 

 

свернуть

Рекомендации родителям по половому воспитанию подростков

Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношения человека к представителям другого пола.

Подростковый период в отношении полового воспитания – это самый ответственный возраст и самый реальный шанс научить детей сексуальному здоровью. Особая актуальность этого вопроса связана с характерным для современности ускоренным формированием структур и функций детского организма, нередко неравномерным, с опережающим развитием психосексуальной сферы. Наряду с биологическими факторами это обусловлено урбанизацией, условиями жизни и питания, методами родительского воспитания. Половое развитие зачастую опережает формирование социально принятых моральных и этических норм поведения, делая подростков особенно восприимчивыми и зависимыми от сексуальных проблем, значительно затрудняя адекватное управление влечениями.

Психологические особенности младших школьников 7-10 лет.

Дети этого возраста находятся на конвекционном уровне нравственности, который характеризуется тем, что личность подчиняется законам общественной нравственности, принятым окружающем ее микросообществе, и не корректирует их в соответствии со своими представлениями о добре и зле. У детей 7-10 лет формируются чувства физиологической брезгливости и стыдливости. Именно в этот период они особенно любознательны, у них возникает потребность в расширении представлений о мире живой природы.

Психологические особенности младших подростков 11-12 лет.

11-12 лет - начало пубертатного периода. Возрастает концентрация половых гормонов, появляются вторичные половые признаки. Это время первой любви, которая имеет большое значение для становления здоровой сексуальности. Начало полового созревания у девочек характеризуется их повышенной нервозностью, слезливостью, дисморфофобией (непостоянным обостренным недовольством своей внешностью). В 11 -12 лет подростки предпочитают проводить время в обществе сверстников своего пола, именно там у них формируются стереотипы возрастного полоролевого поведения. Дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения, украшения, прически, косметика и т.д.).

Психологические особенности старших подростков 13-15 лет.

Девушки и подростки вступают в период половой зрелости. Часть девочек вступает в репродуктивный период. У мальчиков это время отмечено как начало периода юношеской гиперсексуальности, продолжающейся до 18-19 лет. Ведущим видом деятельности подростка является интимноличностное общение, заключающееся в построении отношений с противоположным полом.

Для подростков характерна полярность психики:

целеустремленность, настойчивость, импульсивность;

настойчивость может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что – либо делать;

повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

потребность в общении сменяется желанием уединиться;

развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью, деструктивным поведением;

нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Рекомендации родителям по половому воспитанию подростков.

1. Необходимо обеспечить подростка полной информацией о физиологических изменениях, происходящих в организме при половом созревании (поллюции, менструации, рост волос в области гениталий, груди и т.д.). О венерических заболеваниях, о существовании насилия в сексуальных отношениях, что такое секс, сексуальные отношения, способы контрацепции, секс и здоровье, переживания и страхи подросткового возраста и т.д. Наступление менструаций и поллюций застает врасплох неосведомленных мальчиков и девочек, поэтому так важно заранее подготовить подростков к этим изменениям, подчеркнуть здоровый характер этих процессов, объяснить их механизм, научить (закрепить навык) правилам личной гигиены.

2. Уважать потребности своих детей (подростков) в формировании собственных границ и не нарушать их. Это важно, так как в этот период у детей развивается чувство личного, интимного пространства. И если взрослые уважают эту потребность, подростки постепенно учатся уважать и личную жизнь других людей.

3. Быть тактичными и осторожными в высказываниях. Психофизиологической особенностью данного возраста является выбросом большого количества половых гормонов, что вызывает бурные эмоции, вспышки ярости и агрессии, немотивированную грусть, нервная система подростка не терпит грубого вмешательства и неуважительного отношения к своим переживаниям.

4. Прививать скромность в половых вопросах, воспитывать правильное отношение будущего мужчины к девочкам, девушкам и женщинам (профилактика половой распущенности).

5. Разговаривать на любые интимные темы, вызывающие интерес подростка. Многие подростки страдают от отсутствия в их жизни уважаемого ими взрослого, который сможет всегда выслушать и помочь в трудной ситуации. Будучи однажды отвергнутым или осмеянным при просьбе о совете по вопросу любовных или сексуальных отношений, подросток никогда впредь не возобновит разговор с взрослым, поскольку пубертатный период отличается особой ранимостью и чувствительностью личности.

6. Не сводить половое воспитание к чрезмерной опеке (гиперконтролю) и ограниваться четкими указаниями, как поступать в том или ином случае.

7. Совместно находить ответы в разрешении проблем, что значительно поднимает авторитет взрослого.

8. Разграничить понятие «любовь» и «секс». Основа полового воспитания тесно связана с понятием «любовь», ведь любовь - моральная мера, которой измеряется половое поведение. Девочки и мальчики должны осознавать важность настоящей любви и знать, что сексуальные отношения существуют не ради секса, а во имя высшего выражения зрелой любви. У подростка необходимо развивать способность к чистой и красивой любви на примере взаимоотношений литературных героев и т.д. Зачатки данной способности наличествуют в душе каждого ребѐ нка.

9. Необходимо объяснять подросткам ценность переживания платонических отношений для адекватного формирования зрелой сексуальности, наличие взаимной ответственности двоих влюбленных, важность любви, заботы, уважения и душевной близости в интимных отношениях. В вопросах полового воспитания подросткам рекомендуется повременить с началом половой жизни до того момента, когда они достигнут зрелости (18 лет), получат исчерпывающую информацию о сексуальности и смогут построить безопасные сексуальные отношения.

10. Отказаться от тактики запугивания, поскольку «запретный плод всегда сладок», а подросткам свойственно рискованное поведение, высокий уровень негативизма, они не приемлют давление со стороны взрослого.

11. В старшем школьном возрасте особое внимание следует уделять воспитанию моральных принципов:  

добровольности (необходимое наличие взаимного желанияü партнѐров к вступлению в сексуальную близость);  

уважение личности партнера;

уважение чужих сексуальных ценностей и убеждений (отсутствие права принуждения к сексуальной близости);

развитие навыков безопасного поведения в социуме;

алгоритм действий в случае сексуального насилия (где и как найти помощь).

В воспитании подростков рекомендуется расширение знаний об особенностях своего тела, здоровья, закрепление навыков личной гигиены, соблюдение режима дня школьника, проведение доверительных бесед , дискуссии по вопросам здорового образа жизни, чтение книг, рассказов и статей, просмотр Интернет-ресурсов и кинофильмов, художественных произведений, картин на актуальные темы подросткового возраста и т.д. При необходимости обращаться за консультацией узких специалистов (гинекологов, урологов, сексологов, врач-педиатр).

свернуть

Алгоритм действий в случае наличия насилия в семье (пакет безопасности)

 Если вы живете вместе с человеком, который применяет насилие:

- Постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п.;

- Обратите внимание на то, в каких случаях ваш партнер проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;

- Старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо труднодоступных местах;

- Выучите наизусть телефоны милиции, кризисных комнат, соседей и друзей, к которым можете обратиться, будучи в опасности;

- Храните необходимые номера телефонов и документы в легкодоступном месте на случай, если придется срочно покинуть дом;

- Всегда носите с собой мобильный телефон либо телефонную карту при его отсутствии;

- Обязательно храните в безопасном месте сумку с одеждой, лекарствами, несколькими любимыми игрушками детей и другими вещами, которые вам обязательно понадобятся в случае кризиса;

- Старайтесь всегда иметь при себе некую сумму денег на непредвиденный случай либо надежных людей (друзей, родственников), храните отложенные вами деньги у себя;

- Определитесь с местом, где может быть оказана помощь вашим детям. Это может быть кризисная комната, ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности;

- Обсудите со своими детьми поведение в момент опасности, отработайте специальные слова, которые будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом);

- Убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия. Потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);

- Спланируйте, как и на каком общественном транспорте вы доберетесь до места, где будете чувствовать себя в безопасности, либо всегда имейте при себе деньги на такси;

- Во время назревания конфликта избегайте мест в доме, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (кухни, например), и одновременно будьте близки к выходу из квартиры (дома).

- В ситуации, если к вам применят насилие, покиньте квартиру.

свернуть

Защита детей от жестокого обращения

Жестокое обращение с детьми - это действие (или бездействие) родителей, других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

 Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы.

Насилие  - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Физическое насилие над детьми - это действия (бездействия) родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка:

- у ребенка происходит задержка развития;

-  ребенок становится агрессивным, тревожным;

- становится чрезвычайно стеснительным, старается избегать сверстников, боится взрослых;

-  ребенок боится идти домой;

-  ребенок становится тревожным, когда плачут другие дети.

Психическое насилие над детьми

- обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

- принижение его успехов, унижение его достоинства;

- отвержение ребенка;

-  длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

- принуждение к одиночеству;

- совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям.

Влияние психического насилия на ребенка:

- задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

-  импульсивность, взрывчатость, злость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос);

- потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);

- ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

- депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Отсутствие заботы о детях

Пренебрежение основными потребностями ребенка - это невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребенка отсутствия заботы со стороны родителей:

- ребенок не растет, не набирает вес, соответствующий его возрасту, теряет вес;

- ребенок брошен, часто находится без присмотра родителей;

- ребенок не имеет подходящей одежды, игрушек, книг, других предметов необходимых для его развития;

- у ребенка нет прививок, он нуждается в услугах врача, физическое состояние запущенное ( педикулез, дистрофия, другие социальные заболевания), плохая гигиена кожи;

- ребенок быстро устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Признаки насилия над детьми:

-  следы побоев,истязаний, другого физического воздействия;

-  следы сексуального насилия;

-  запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

-  отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены; отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям летей и необходимых для ухода за

-  систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна;

-  ребенка выгоняют из дома.

 Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми,  в соответствии с законодательством

В законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность

Белорусское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско- правовая ответственность

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

свернуть

ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ, чтобы его ребенок стал жертвой насильственных преступлений

Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.
развернуть

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

 

Настораживающие признаки

Любое проявление насилия в отношениях между взрослыми оказывает негативные последствия на детей.

Обратитесь за помощью как можно раньше.

Чем дольше продолжается насилие, тем более опасны его последствия.

Как действовать

Сообщите о случаях насилия, совершенных в отношении вас или кого-либо другого, в милицию или на местный телефон доверия.

Если вы подозреваете, что насилие совершается в отношении вашего ребенка, поговорите с ним об этом.

Если необходимо, обратитесь за помощью к социальным педагогам или психологам школы/социально- педагогического центра.

Что говорить

Детям требуется время, чтобы они смогли говорить о своих чувствах по поводу совершенного насилия.

Ребенок должен знать, что это не его вина и что такой вид отношений является неприемлемым.

Профилактика

Родитель, совершивший насилие, может проявить ответственность и обратиться за помощью, чтобы больше подобного не совершать.

Очень важно демонстрировать положительный пример для детей, чтобы они перенимали позитивный тип поведения.

■ Дети, которые часто видят насилие в семье, перенимают модель поведения, основанную на применении насилия.

■ Домашнее насилие может иметь для детей серьезные и долгосрочные последствия.

■ Часто в ситуации домашнего насилия также имеет место и жестокое обращение с ребенком.

■ Дети часто винят самих себя в происходящей ситуации домашнего насилия.

■ Злоупотребление алкоголем тесно связано с домашним насилием.

■ По статистике, каждая четвертая женщина может подвергнуться домашнему насилию в тот или иной период своей жизни.

■ В ситуации домашнего насилия беременные женщины оказываются наиболее уязвимыми.

Домашнее насилие является преступлением и серьезной социальной проблемой, оказывающей влияние на многие семьи. В 90% известных случаев домашнего насилия дети находились в момент совершения насилия либо в той же, либо в соседней комнате. В подавляющем большинстве случаев насилие совершается мужчинами, а жертвами становятся женщины и дети, хотя есть факты, когда жертвами становились мужчины.

Последствия для ребенка, ставшего очевидцем ситуации насилия в семье, могут быть самые разные. Но можно с уверенностью утверждать, что дети все видят и слышат и хорошо знают о происходящем в семье.

Дети перенимают модели поведения, которые им демонстрируют родители. Наблюдая насилие в семье, ребенок перенимает неверные модели взаимоотношений в семье и с окружающими.

Например,

  • у ребенка может сложиться убеждение в том, что насилие - приемлемый способ решения конфликтных ситуаций;
  • ребенок учится скрывать ту или иную информацию от окружающих;
  • ребенок убеждается, что близким нельзя доверять, что дети всегда во всем виноваты, особенно, если конфликт произошел в результате спора о детях.

Многие не могут понять, почему люди остаются или возвращаются в дом, где совершается насилие. Совокупность нескольких факторов, таких как страх, любовь, риск стать бездомным и финансовая зависимость, часто не дают им уйти, а некоторые пытаются настоять на своем и заставить уйти человека, совершающего насилие.

Краткосрочные последствия:

Даже непродолжительная ситуация домашнего насилия может иметь для ребенка серьезные последствия: ребенок может испытать сильный испуг, замкнуться в себе, начать мочиться в постель, он может убежать из дома, стать агрессивным, у него могут наблюдаться поведенческие проблемы, ухудшение успеваемости в школе, может снизиться концентрация внимания и развиться эмоциональная неустойчивость.

Долгосрочные последствия:

Чем дольше ребенок живет в ситуации насилия в семье, тем более пагубными могут быть последствия:

  • проявление неуважения к родителю, не применяющему насилие;
  • чрезмерное отождествление себя с родителем, применяющим насилие, и копирование его поведения;
  • потеря уверенности в себе, что негативно скажется на способности построения отношений в будущем;
  • потеря доверия к окружающим взрослым, что также негативно скажется в будущем на его способности строить отношения с окружающими;
  • потеря детства: ребенок вынужден выполнять такие роли в семье, которые не свойственны его возрасту;
  • проблемы в школе;
  • ребенок может убежать из дома.

Если вас беспокоит ситуация домашнего насилия, найдите человека, с которым вы можете об этом поговорить.

Если вы сами склонны к агрессии и насилию, вы также можете обратиться за помощью в соответствующие учреждения и организации, чтобы прекратить свое опасное поведение.

Если вы подвергаетесь насилию - помните, что вы не одни. В Беларуси существует много организаций и специалистов, которые могут вам помочь. Вы можете сообщить о случаях домашнего насилия в территориальный центр социального обслуживания населения, милицию, где ваша информация послужит ценным свидетельством в будущем для предъявления обвинений лицу, совершившему насилие.

Вы можете обратиться в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по факту совершения насилия.

 

Признаки сексуального насилия

у детей и подростков

 

  1. Физические признаки:

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

- гематомы (синяки) в области половых органов;

- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

- боль в нижней части живота;

- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

- болезни, передающиеся половым путем;

- беременность.

Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

- необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

  1. Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

- замкнутость, изоляция, уход в себя;

- депрессивность, грустное настроение;

- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;

- частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- отчуждение от братьев и сестер;

- терроризирование младших и детей своего возраста;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;

- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

- падение самооценки;

- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства. Появление невротических и психосоматических симптомов:

- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой.

Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

Остановитесь! Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…

 

свернуть
➤ Информация для родителей и детей
➤ О предупреждении преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних
➤ Памятка по разъяснению мер уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними