Травма (от латинского слова) – телесное повреждение организма, вызванное воздействием внешней среды.
Под детским травматизмом следует понимать совокупность внезапно возникших повреждений среди детей разного возраста.
Виды детского травматизма:
- бытовой;
- уличный (ДТП связанный с транспортом, нетранспортный);
- школьный;
- спортивный;
Школьный травматизм подразумевает травмы, полученные в общеобразовательном учреждении:
- в учебном классе на уроке;
- на уроке физической культуры;
- на переменах,
- во время внеклассного мероприятия.
Виды детских травм: ушибы, порезы, рваные раны, переломы рук, ног, травма спины, травма внутренних органов и т.д.
Причины школьного травматизма:
- недостаточное обучение детей необходимым навыкам поведения в образовательной среде;
- неумение распознавать травмоопасную ситуацию и быстро ориентироваться;
- чрезмерная активность учащихся (нарушение дисциплины, озорство, шалости и неосторожное поведение);
- недооценка степени опасности внезапно возникшей ситуации;
- неосторожное поведение на лестнице, на занятиях спортзалах или на спортивных площадках;
- индивидуально-психологические особенности ребёнка (двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, плохая координация, ориентация в пространстве, низкий уровень самоконтроля).
- возрастные особенности учащихся.
Травмирование учащихся во время образовательного процесса можно предупредить или избежать путём принятия профилактических мер. Основные направления в профилактике травматизма среди учащихся в образовательной организации включают в себя:
- Профилактика детского травматизма:
- Доходчиво разъяснять ребёнку те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм.
- Необходимо воспитывать у ребенка чувства ответственности, наблюдательности, внимания, предусмотрительности.
- Формирование у ребёнка умения распознавать травмоопасные ситуации и понимать какие и когда возможны повреждения.
- Убедить ребёнка в том, что многое можно предотвратить.
- В систему планирования работы по профилактике детского травматизма необходимо включать и систематическую индивидуальную работу социального педагога, педагога-психолога, которую они будут проводить с нарушителями дисциплины (следует обратить внимание на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и целенаправленное стремление причинить боль и показать свое физическое превосходство).
- Вовлекать родителей в процесс обучения несовершеннолетних основам безопасного поведения и предупреждения травматизма в учебном процессе и в домашних условиях;
Успех обучения детей правилам безопасного поведения возможен при условии тесного взаимодействия школы и семьи. Знания и навыки, полученные в школе, должны закрепляться в повседневной жизни, и основная роль в этом процессе принадлежит родителям. Ведь именно родители являются для ребёнка непосредственным образцом поведения.
Работа по профилактике детского травматизма в нашей школе включает в себя:
- Уголки безопасности; (информация по ПДД, ППБ, ОСВОДу и личной безопасности)
- Памятки и инструктажи по предупреждению детского травматизма, Ежедневные минутки безопасности и т.д.
- Классные часы и информационные часы.
- Детские проекты и творческие задания по данной тематике.
- Дежурство учителей и руководства школы на переменах.
- Дежурство учащихся в коридорах и столовой.
- Организация досуга детей на переменах. (Игры в коридоре, в классе – шашки, шахматы, настольные игры)
- Доведение информации до родителей о видах детских травм.
Все несчастные случаи в школе фиксируются в журнале учета несчастных случаев с учащимися, составляется протокол расследования несчастного случая. Журналы установленной формы пронумерованы и прошиты.
По каждому случаю травматизма проводится пед. расследование, составляется Акт о несчастном случае в четырех экземплярах, в котором дается краткая характеристика места, где произошел несчастный случай, описать действия пострадавшего и других лиц, связанных с данным несчастным случаем, изложить последовательность событий.
Алгоритм действий педагогических работников при детском травматизме и несчастных случаях:
- Немедленно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему (Сразу же отвести школьника в медицинский кабинет, при необходимости доставить его в учреждение здравоохранения).
- Сообщить руководителю учреждения образования (дежурному администратору) о случившемся.
- Сообщить законным представителям учащихся о случившемся.
- Написать докладную (объяснительную) на имя директора о случае травматизма.
- Взять пояснительные записки от очевидцев несчастного случая.
- После каждого случая травмирования с учащимися проводится внеплановый инструктаж по правилам поведения в школе и по охране труда и здоровья на уроках физкультуры (в зависимости от характера получения травмы и того места, где произошел случай травматизма).
- Классному руководителю владеть информацией о состоянии пострадавшего до полного его выздоровления. (Пострадавший подтверждает справкой своё отсутствие в результате случая травматизма).